Четверг, 12.09.2024, 16:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт Бучковской Елены Александровны, учителя начальных классов 








 




 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Международные праздники

техника чтения

Техника чтения

Тема: «Чтение – высшее учение. Методика обучения скорости чтения»

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании, развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает дар речи, знакомит детей с окружающим миром. С помощью чтения учащиеся познают большинство учебных предметов.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании, развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает дар речи, знакомит детей с окружающим миром. С помощью чтения учащиеся познают большинство учебных предметов.

Каждый компонент, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется как умение, затем постепенно доводится до автоматизма.

Главенствующий компонент в навыке чтенияосознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение ради этого и существует.

 

Смысловая сторона чтения – это совокупность понимания:

  • значений слов текста
  • содержание каждого предложения
  • содержание отдельных частей (абзацев, эпизодов, глав)
  • смысл всего текста (осознание содержания и свое отношение к прочитанному)

 

Осознанность и понимание не имеют предела, т.к. зависит от возраста, запросов читателя, его развития, жизненного опыта, образованности.

При оценке уровня понимания текста учитывается факт и смысл предметного плана. Фактический предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, высказывания персонажей, линия событий, значение слов, предложений, абзацев.

Смысл – это то, о чем хотел сказать писатель.

 

Техника чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость.

Способы чтения:

  • Побуквенный
  • Отрывистый слоговой
  • Главный слоговой
  • Плавный слоговой с целостным прочтением отдельных слов
  • Чтение целыми словами и группами слов

 

Первые два способа непродуктивные и поэтому нежелательны. Следующие три способа продуктивные. Их отрабатываем постепенно, побуждая детей к чтению целыми словами.

 

Скорость чтения:

1 класс – 40-50 слов в минуту

2 класс – 60-70 слов в минуту

3 класс – 80-90 слов в минуту

                        4 класс – 100-120 слов в минуту

 

Как повысить скорость чтения?

  • Покажите ребенку как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.
  • Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием «читает» этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.
  • Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.
  • У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.
  • Обязательно следует возвращаться к прочитанному.
  • При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.
  • Как только ребенок научится читать по слогам плавно, хорошо помогает игра «Гусеница».

«Гусеница» строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки.

Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки «Гусеницы» соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину «Гусеницы».

С точки зрения психологии мы должны научить ребенка охватывать глазами сразу несколько слогов, пока мозг обрабатывает полученную информацию, ученик уже в состоянии назвать слово. Слово за словом – получается предложение. Детям этот процесс объясняется так: «одну буковку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится», как ягодки собираем буквы, очень быстро. Чтобы скорость чтения увеличивалась, следует пальчик – «паровозик» ставить впереди читаемого текста, т.е. в том месте, где читают глаза, а не проговаривают губы и язык. Это важно! Зрение следит за движущимся пальчиком. Чем быстрее едет «паровозик», тем быстрее познаем читаемое. Через некоторое время (у каждого по-разному, это зависит от многих факторов: здоровья, темперамента, желания учиться, контакта с учителем и т.д.) ребенок достигает барьера скорости чтения – 60 слов в минуту.

При чтении 60 слов в минуту наступает удовлетворение, т.к. ученик понимает текст и ему хорошо, он доволен, он достиг цели. Чтобы возникла «новая» цель, возвратимся к прочитанному, т.к. оно наиболее быстро читаемое. Учитель восхищается: «Как красиво и быстро ты прочитал, как диктор телевидения». Ребенку захочется повторить успех обязательно. Естественно, нужно много читать вслух, при этом «паровозик» можно убрать по желанию ребенка, просто не заметить, что он не следит с помощью пальчика. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, т.к. рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг.

 

Правильность чтения выражается в том, что ученик читает верно или допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов, ошибается в постановке ударения. Это зависит от «техники чтения», от тренировочных упражнений.

Выразительное чтение – компонент навыка чтения, умение использовать паузы, делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно. Высший тип чтения – художественное чтение, постановка спектаклей, исполнение ролей персонажей, имеющих характер, настроение, чувства.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения складывается из всех названных компонентов. Если скорость чтения невелика, но способ чтения продуктивный, нет ошибок, чтение выразительное, осознанное, оценка должна быть положительной. Темп чтения зависит от индивидуальных особенностей ученика.

Что влияет на скорость чтения?

  • Негативное настроение из-за сложившейся обстановки в школе, в семье, среди друзей.
  • Недостаточность тренировочных упражнений. Для развития ребенка полезно читать на всех уроках: на математике, на уроках русского языка и окружающего мира.
  • Больше внимания уделять говорению ребенка, заучиванию наизусть, пересказу текста, словарной работе, прослушиванию литературных произведений, просмотру фильмов. От этого зависит словарный запас ученика.
  • Чтение вслух громко и внятно, чтение про себя (молча) способствуют пониманию, осмыслению и выражению своих мыслей и чувств.
  • Грамотное письмо тесно связано с техникой чтения, с развитием устной речи детей.
  • Проверка техники чтения может быть текущей (т.е. ежедневно на каждом уроке любого предмета) итоговой, рубежной, четверной, полугодовой, годовой. Проверку чтения про себя (молчаливое чтение) целесообразно практиковать 2-3 раза в учебном году.

Итак, навык чтения – сложный психологический процесс, включающий в себя целый комплекс умений и навыков. Он индивидуален для каждого ученика и требует серьезного отношения.

 

Всем желаю успехов в работе!

Форма входа
Поиск
Никнейм elena_b зарегистрирован!

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz