НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАБОТКИ И
АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
В процессе выполнения учащимися мониторинговых заданий, анализа детских вопросов и затруднений у педагога уже появились суждении о том, как развиваются УУД у первоклассников. Последующая обработка и анализ данных дадут возможность перейти от суждений к объективным выводам. Обработка результатов направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом.
а) Об ученике - информация по каждому умению и рейтинг умений.
1а. Информация об успешности выполнения ребенком задании двух типов (на выполнение задания по образцу и на ориентацию в способе действии) по каждому диагностируемому умению.
2а. Рейтинг сформированности всех вошедших в мониторинг универсальных учебных действий у каждого ученика. На основе рейтинга можно будет определить первоочередные направления работы для каждого ученика с учетом наиболее «острых» проблем в развитии универсальных учебных действий.
б) О классе - выявление групп учащихся по уровню
сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.
1б. Для каждого диагностируемого умения учитель сможет определить группы учащихся в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов (на выполнение по образцу и на ориентацию в способе действия).
2б. По всей совокупности умений, вошедших в мониторинг, учитель сможет получить рейтинг сформированности универсальных учебных действий по классу на основе суммы знаний по классу. На основе рейтинга можно будет определить приритетные напрвления работы с классом в целом с учетом наиболее острых проблем в развитии ууд.
По результатам мониторинга за 1 класс, я получила следующие результаты.
Анализ индивидуальных результатов ученика
Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач.
1) Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности, и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие. Анализируя результаты мониторинга с этой точки зрения, я обрашаюсь к мини-таблицам, в которых собрана информация о результатах выполнении ребенком заданий на каждое умение. Обращаю внимание на возникшие трудности:
1. Трудность с наблюдением и анализом образца, поэтому я делаю вывод, что ученик не умеет работать с образцом.
2. 2 трудность. Ребенок не видит за новыми условиями уже знакомый метапредметный способ. Он действует методом проб и ошибок.
2)Анализ рейтинга всех восьми умений но таблице рейтингов поможет мне определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребенка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга.
3)Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Или, возможно, опережает «общий» темп?
4) Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
5) Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.
Анализ результатов по классу в целом
Анализ результатов мониторинга по классу в целом дает мне возможность грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений.
Для организации групповой работы на уроке, дифференциации задании по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Максимально может быть выделено четыре группы по каждому умению.
Анализ данных такой таблицы,
во-первых, позволил мне определить, какие группы учащихся есть в моем классе с точки зрения развития того или иного УУД и спланировать работу с этими группами на уроке.
Во-вторых, я получила возможность увидеть ситуацию по каждому ребенку. Прежде всего, мне важно понять, по скольким умениям ребенок попал в 4 группу. Если таких умений 4 и более, для меня будет важно определить приоритеты в работе с данным ребенком и спланировать индивидуальную работу на уроке.
Планируя урок, я определяю, над развитием каких УУД буду сегодня работать. Далее по выбранным умениям я анализирую ситуацию в классе: Какие группы учащихся по данным умениям есть? Какие они по Численности? Есть ли преобладающая группа? На основе анализа я подбираю задания, методы и формы организации учебной деятельности на уроке.
Для работы с группой 1 я ставлю задачу на умение словесно описывать сам процесс выполнения задания .
Учащиеся, принадлежащие к группе 2 должны стать предметом пристального внимания учителя. Дети этой группы сделали первый шаг в освоении УУД, но остановились перед вторым. Они умеют выполнять задания по образцу, но в новой ситуации оказываются некомпетентными и неуспешными
Группа 3 не должна быть большой. Если ребенок попал в эту группу по целому ряду умений, это может говорить о его невнимательности, низкой сосредоточенности, а также нежелании работать но образцу.
По группе 4 требуется аналитическая работа с результатами каждого отдельного ребенка .
Важную информацию может дать анализ рейтинга умений по классу в целом. Чем выше порядковый номер, тем лучше развито умение у учащихся данного класса. И, соответственно, наоборот - чем ниже порядковый номер, тем хуже развито это умение по классу в целом.
Для умений, оказавшихся в нижней части «рейтинга, следует провести более подробный анализ информации но этому умению с опорой на сводную таблицу, так как причиной низкого положении в рейтинге могут быть разные ситуации.
На каждого ученика составляю индивидуальную карту .
Аналогичную диагностику я провела во 2 классе.
Результаты мониторинга во 2 классе дали мне объективную психолого-педагогическую информацию о развитии метапредметных УУД у каждого учащегося и в классе в целом.
Рейтинг сформированности диагностируемых умений
Анализ рейтинга умений по классу в целом наглядно позволит определить, какая группа УУД развивается наиболее успешно, а какая (какие) нуждается (нуждаются) в дополнительной заботе учителя.
Результаты мониторинга во 2 классе дали мне объективную психолого-педагогическую информацию о развитии метапредметных УУД у каждого учащегося и в классе в целом.
Я проанализировала прогресс в развитии УУД по восьми показателям, которые диагностировались в 1 классе.
По таблице я вижу Уровень сформированности умений по группам.
Этот важный показатель позволил мне как учителю оценить успешность проводимой мною работы по формированию метапредметных УУД в течение двух лет.
во-первых,
проанализировать прогресс по двум группам умений – регулятивным и познавательным, а также по каждому из восьми умений, которые диагностировались и в 1 классе.
Диаграммы на листе «прогресс во 2 кл.» позволяют определить процент учащихся, имеющих прогресс в формировании таких метапредметных УУД, как планирование, оценивание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и установление причинно-следственных связей.
Во-вторых.
По каким умениям прогресс максимален и за счет каких ресурсов?
По каким умениям незначителен и что может быть причиной.
Основой для определения прогресса в развитии УУД являются результаты сравнения ответов ученика во время обучения в 1 и 2 классах.
Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом - это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, XXI века.
|